Медиа Группы «Эталон»

Как самарский проект по восстановлению домов охватил полстраны
Как самарский проект по восстановлению домов охватил полстраны
Фото: Аля Шарипова

«Том Сойер Фест» — фестиваль, во время которого волонтеры восстанавливают старые здания, арки и другие исторические постройки. Проект начинался в Самаре в 2015 году, а сейчас уже охватил 75 городов по всей России и помог вернуть облик более сотни зданий. Это не единственная инициатива по восстановлению старины, но именно «Том Сойер Фест» стал массовым явлением. Разбираемся, в чем секрет его популярности и почему горожане с таким энтузиазмом берутся восстанавливать историю. 

Подпишитесь на медиа «Рядом»


Подпишитесь на Телеграм-канал «Рядом» — там еще больше интересного!


С чего всё началось

Фестиваль возник в 2015 году в Самаре — в городе с большим количеством исторических домов. Как и во многих других населенных пунктах, они находились не в самом лучшем состоянии. СМИ писали об этом статьи, активисты рассылали письма чиновникам, но работало это плохо.

Команда неравнодушных людей, работавшая в интернет-журнале «Другой город» во главе с историком и журналистом Андреем Кочетковым, решила, что пора действовать самим — взять краски и кисточки и сделать что-то своими руками.

— Когда мы объявили о запуске проекта, к нам в первые же сутки пришли заявки от 50 волонтеров, — говорит Татьяна Суркова, бывшая сотрудница журнала и одна из организаторов фестиваля. — Люди ждали и давно этого хотели.

В первый год команда восстановила три дома, причем за один из них взялась местная компания-партнер. Деньги собрали с миру по нитке: организаторы фестиваля выиграли грант, провели краудфандинг.

Фото предоставлено «Том Сойер Фест Самара»

Дом по адресу: Братьев Коростелёвых, 127, в Самаре до и после восстановления.

Фото предоставлено «Том Сойер Фест Самара»

Практически сразу идеологу проекта Андрею Кочеткову стали писать в соцсетях и просили рассказать, как провести фестиваль в своем городе. Он консультировал индивидуально, пока не понял, что этот процесс нужно масштабировать. В 2017 году команда выиграла президентский грант на проведение школы координаторов и с тех пор каждый год делится опытом — так фестиваль распространился по всей России.

Основное средство коммуникации для фестиваля — сообщество во «ВКонтакте», сейчас там почти 9,5 тысячи участников. Всего проект охватил 75 городов и населенных пунктов — волонтеры восстановили около 130 домов и других объектов. Фестиваль проходит в теплое время года, но единых дат проведения нет. Где-то волонтеры работают всего пару недель в сезоне, а где-то — на протяжении шести месяцев.

В этом году заявку на участие подал 51 город. Не все будут восстанавливать дома — у некоторых это отдельные детали, например наличники или модернистские советские мозаичные скульптуры.

«Мы горизонтальное сообщество, то есть участники организуются самостоятельно, ими сверху никто не управляет», — подчеркивает Татьяна Суркова. Она выступает основным коммуникатором проекта на федеральном уровне. Татьяна взаимодействует с крупными партнерами и координирует заказ материалов для участников. Сейчас у фестиваля несколько федеральных партнеров, в их числе фонд Ильи Варламова «Внимание», МТС и другие.


«Том Сойер Фест» в цифрах

7 лет существует фестиваль

130 домов и других объектов восстановлено по всей России

75 городов поучаствовали в фестивале

51 город подал заявку на участие в фестивале в 2022 году


— Мы изучали мотивацию волонтеров и координаторов — говорит Татьяна Суркова. — большинство хочет способствовать восстановлению родного города, делать его красивым, аккуратным и опрятным. Но некоторые приходят за общением и новыми друзьями. И находят не только их, но иногда даже вторую половину. Фестиваль поспособствовал созданию минимум пяти семей. Уже растут «дети «Том Сойер Феста».

Фото: Вадим Мазняк

Дом на улице Кирова в Кургане до и после восстановления силами волонтеров.

Фото: Вадим Мазняк

Как защищали дома-памятники в Кургане

Андрей Вагин, координатор фестиваля в Кургане, узнал о проекте практически сразу, в 2015 году, но присоединиться смог только в 2019-м — не набиралась активная группа, да и сам Андрей летом (а это основная пора для реставраций) уезжал. Идея сразу его привлекла, он и раньше интересовался вопросами сохранения культурного наследия.

— Мы видели, как меняется отношение жителей к исторической застройке, они интересуются ей всё больше, хотят сохранить. «Том Сойер Фест» стал для меня логичным переходом от «просто знаю» до «могу изменить». Кроме того, в последние годы в Кургане было несколько конфликтных ситуаций из-за культурного наследия. В обществе накипело, и многие отозвались на наш призыв — и партнеры, и волонтеры.

В городе собралась профессиональная группа координаторов — руководитель гуманитарного института Денис Маслюженко, представитель органов охраны памятников культурного наследия Дмитрий Бровко, специалист в сфере НКО Дмитрий Хапов и сам Андрей, директор некоммерческого центра развития гражданских инициатив «Мой Курган». Актив волонтеров составил 10–15 человек.

В первый сезон в проекте поучаствовали около 100 горожан, в пандемию число снизилось. Команда стала восстанавливаться в 2022-м — стали приходить целые семьи с детьми.

Фото: Вадим Мазняк

Волонтеры в Кургане.

Фото: Вадим Мазняк

Первый объект в Кургане был масштабным — трехэтажный дом, относящийся к культурному наследию. Браться за него боялись из-за недостатка опыта, но согласились из-за просьб горожан — многих волновала судьба красивого дома с балконом.

— Мы узнали: у дома четыре владельца, он не многоквартирный, так что фонд капремонта помочь не может, а собственникам очень сложно реставрировать его своими силами, — рассказывает Андрей. — Несмотря на 100-летний возраст, дом крепок, его не снесут в ближайшие 10–20 лет, у него есть перспектива жить и радовать людей.

Один из координаторов, Дмитрий Бровко, представитель органов охраны памятников культурного наследия, четко сформулировал, что надо сделать: найти лицензионную организацию для проекта восстановления, заверить цветовую схему. Согласовывать нужно было только с органом охраны памятников. Волонтеры нашлись быстро через знакомых, также дело обстояло и с локальными партнерами.

— Случались настоящие чудеса: когда чего-то не хватало, внезапно звонил какой-нибудь предприниматель и предлагал выделить 15 тысяч рублей на наши нужды, — говорит Андрей. — Сильно поддерживают проект федеральные партнеры — предоставляют электроинструмент, краску.

В итоге работа над домом заняла два года. На верхних этажах команде проекта работать пришлось самостоятельно — специалисты учили координаторов, как крепить леса и обращаться со страховкой. Волонтеров к таким работам не допускали. Жители дома на стройку реагировали по-разному — кто-то помогал, кто-то не мешал, а один мужчина выделил гараж, чтобы команда могла хранить инструменты во время дождя.

Для Андрея Вагина «Том Сойер Фест» — это «способ инициировать настоящее, коренное добровольчество». По его словам, в мероприятии участвуют только те, кто по-настоящему любит старый город.

— У жителей появляется понимание, что нужна разная застройка, не только современная. Возможно, мы на это тоже повлияли. Кроме того, фест — отличный способ перейти от слов к конкретным делам. И потом это просто затягивает: ты вместе с друзьями меняешь город и думаешь: «Будет что показать детям».

Дом мещанина Н. Т. Перетокина в Воронеже до и после фестиваля.

Фото: Антон Позднухов

«Том-Сойер-турист» из Воронежа

Антон Позднухов — координатор феста в Воронеже и настоящий «Том-Сойер-турист». Антон очень любит путешествовать и в 2019 году стал прокладывать свои маршруты через города фестиваля: где-то удавалось поработать, где-то пообщаться с людьми, которые близки по духу, где-то дать полезные советы. Основная его работа — разрабатывать и монтировать конструкции для нацпарков и заповедников, так что Антон умеет обращаться с деревом и другими материалами. С «Том Сойер Фестом» он познакомился около четырех лет назад.

— С 2015 года я начал интересоваться городом, его архитектурой, историей. В 2017-м у нас проходил Форум зодчества, на который приезжал Виталий Стадников, бывший главный архитектор Самары, он и рассказал о «Том Сойер Фесте». Я собрал команду и в 2018-м поехал в школу координаторов в Самару. В нашем миллионнике было 10-15 человек, близких по духу, и мы варились в своем котле. Тут же я увидел людей со всей страны, которые считают восстановление исторической среды важным и интересным! Меня это поразило.

Собрать волонтеров под проект в Воронеже было просто, говорит Антон. Помогла Ольга Рудева, известный в городе экскурсовод и общественный деятель. В ее группе «Воронеж пешком», которая существует более семи лет, около 28 тысяч человек. Ольга не только водит экскурсии, но и защищает культурное наследие и является сокоординатором фестиваля. Через ее группу Антон и нашел интересующихся людей.

А вот с объектами для восстановления в Воронеже оказалась настоящая беда. Город сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. В нем довольно много исторических зданий и памятников архитектуры, но работать с ними сложно.

Кроме того, Антон считает, что восстановление таких домов не соответствует философии фестиваля, потому что памятники архитектуры хоть как-то защищены. А обычная застройка — никак, тем не менее она очень важна, потому что она создает среду для памятников. Таких «средовых» объектов в Воронеже очень мало.

В 2018 году команда взялась за дом мещанина Перетокина — здание с кирпичным цоколем и деревянным вторым этажом. Реставрация не требовала согласования с властями. Но команда всё равно связалась с администрацией района, где сказали: «Это частный дом на три квартиры и два собственника, там может происходить что угодно. Но раз уж вы собрались организовывать мероприятие, направьте нам письмо с уведомлением».

Фото: Валентина Ермолова

Родные наличники дома Перетокина восстановлению не подлежали, поэтому пришлось изготавливать новые. Изучив все остатки наличников, волонтеры смогли воссоздать их точный рисунок.

Фото: Валентина Ермолова

Команда занималась домом с августа 2018 по июнь 2019 года. Зимой делали наличники — старые не подлежали восстановлению. Это оказалось довольно сложно — работа тонкая, требующая экспертизы. В мае 2019-го их закончили. Жители восприняли процесс без энтузиазма, но не мешали, даже подкармливали печеньками.

— Идея фестиваля в том, чтобы показать, что малыми силами можно привести обветшавший дом в порядок, чтобы дальше можно было его только поддерживать. К сожалению, люди отнеслись к нему равнодушно. Это для нас урок, теперь мы ищем объект, где жильцы будут заинтересованы. Работать на равнодушную публику больше не хочется, — вздыхает Антон.

По итогам первого сезона в городе — пять координаторов, 18 активных волонтеров, которые трудились почти каждый день, и более 30 волонтеров, которые приходили 2–3 раза. Локальных партнеров удалось найти через личные знакомства и сарафанное радио — отклик был приличный. По словам Антона, в Воронеже сложнее найти объекты, чем волонтеров и партнеров.

— Фестиваль вносит свою лепту в развитие городов, но, конечно, он не единственный инструмент влияния на ситуацию, — заключает Антон. — Для волонтеров и координаторов это очень важный проект, настоящая отдушина. Не только я катаюсь по городам, другие координаторы тоже ездят друг к другу, общаются.

Фото: Анна Бородина

Волонтер на восстановлении дома в Переславле-Залесском.

Фото: Анна Бородина

С 2017 года «Том Сойер Фест» проводит в Самаре школу для будущих координаторов. Обучение длится три дня. Это интенсив, во время которого команда рассказывает о видах работ по восстановлению старинных зданий, взаимодействии с волонтерами, привлечении финансирования, проводит практические занятия по работе с деревом, экскурсии по восстановленным домам.

Отдельно в Самаре проходит недельная школа для координаторов, где выступают профессиональные реставраторы. Также каждый сезон команда организует совместный слет координаторов, чтобы обсудить итоги и оказать друг другу поддержку.

В доковидное время «Том Сойер Фест» проводил кэмпы с иностранцами. Они с удовольствием приезжали, жили две недели в Самаре, работали с домами, общались с российскими волонтерами.

В этом году в августе команда фестиваля впервые проведет двухдневный форум «Ярмарка домов». Она адресована инвесторам, которые готовы вкладывать средства в историческую недвижимость.

— Мы восьмой год восстанавливаем дома и хотим на системном уровне решать вопрос передачи исторической недвижимости в руки бизнесу, чтобы он мог зарабатывать на нем. В существующем законодательстве очень много пробелов и трудностей. На форуме мы будем вместе с бизнесменами и чиновниками выявлять эти трудности и создавать рекомендации для внесения изменений в законы. Хотим создать такой прецедент в Самаре и распространить на всю страну, — комментирует Татьяна Суркова.


Какие еще существуют архитектурные инициативы в России

«Фасадник» — мероприятие, которое проводят в Иркутске с 2012 года. Это двухдневная акция, во время которой волонтеры красят фасады домов и делают мелкий ремонт. В отличие от «Том Сойер Феста», здесь не проводят реставрационные работы, требующие специальных знаний и навыков. Благодаря акции удается сохранить ценные элементы зданий, она привлекает внимание к объектам, требующим реставрации. Более 1220 волонтеров облагородили фасады более 100 домов.

В Томске с сентября 2016 года работает муниципальный проект «Дом за рубль» — инвесторам предлагается за свой счет отремонтировать для себя старинные дома, а взамен получить льготу по арендной плате. Инвесторам уже передали 33 дома (31 деревянных и два каменных здания), в числе которых памятники федерального и регионального значения и один выявленный объект культурного наследия. Некоторые дома используются как жилые, другие — как коммерческая недвижимость.


«„Том Сойер Фест“ в первую очередь про людей, а во вторую — про дома», — говорят организаторы. Идея в том, чтобы максимально вовлечь в созидательную деятельность жителей городов.

— Мы видели примеры, как местные жители сначала проходят через стадию шока «зачем реставрировать чужой дом?», потом понимают, что это их город, они имеют право сами его восстанавливать, не ожидая миллионов от правительства, — заключает Татьяна Суркова.

Подпишитесь на медиа «Рядом»