Медиа Группы «Эталон»

«Мусор — это красиво». Екатеринбургский экоцентр научился зарабатывать на сборе отходов
«Мусор — это красиво». Екатеринбургский экоцентр научился зарабатывать на сборе отходов

Екатеринбургский проект «Немузей мусора» — единственный в стране экоцентр, который зарабатывает больше, чем тратит. Его создатели помогают горожанам собирать мусор в переработку, ведут просветительскую работу, организуют мероприятия, продают экотовары и продукты в свою тару. За три года центру удалось вырасти из стенда на акции «Ночь музеев» в большой культурный, экологический и бизнес-проект в трех крупных городах.

Подпишитесь на медиа «Рядом»

Окупаемость за три года

Проекты «Раздельный сбор» и «Собиратор» в Москве существуют около девяти лет. К показателям по сбору, которых они добились за этот срок, «Немузей мусора» пришел в Екатеринбурге всего за три года. Площадка «Немузея» в Москве, открытая в 2021 году, показала двухлетние результаты Екатеринбурга уже через три месяца, а Челябинск вышел на эти результаты уже через неделю. Выйти «в ноль» проекту удалось всего за три года.


Проект «Немузей мусора» сегодня

Екатеринбург:

  • 2 «Немузеямусора» — 1 на собственной площадке в 600 кв. м и 1 на партнерской
  • 2 круглосуточные станции сбора мусора в парке Маяковского и в школе №208
  • Большой хаб и собственный склад на 2 000 кв. м

Челябинск:

  • Собственный склад на 1500 кв. м
  • Собственная площадка на 750 кв. м

Москва и Подмосковье:

  • Экоцентр на 850 кв. м с партнером-утилизирующей компанией
  • Склад в городе Видное на 5 000 кв. м

Экспозиции «Немузея» показывают, как вещи могут обрести вторую жизнь.

От стенда до собственной площадки

Первая площадка проекта открылась 18 мая 2019 года во время акции «Ночь музеев» в Екатеринбурге. Тогда на ней побывали 4,5 тысячи человек. На тот момент идея проекта заключалась в том, чтобы доказать, что многим предметам с мусорных площадок можно продлить жизнь, превратив их в музейные экспонаты.

В первой экспозиции такими предметами стали костюмы, сшитые для церемоний открытия и закрытия Олимпиады в Сочи в 2014 году. Их передал переработчик, который выиграл тендер на утилизацию костюмов, но пожалел кропотливую работу десятка людей.

Основателям проекта — Яне Трудковой и Илье Капустину — во время выставки много раз сказали примерно одно и то же: вы говорите о раздельном сборе мусора, но по факту в этом направлении в Екатеринбурге никто не работает. Они поняли, что здесь скрывается бизнес-возможность.

Яна познакомилась с Ильей случайно — тот работал в большой московской компании, которая занимается переработкой лома и утилизацией техники, а она — в Сочи, в экологической организации, занимающейся сбором вторичного сырья. У Яны хороший опыт в маркетинге, она руководила запуском филиалов в разных городах, а Илья как раз хотел открыть подразделение компании в Екатеринбурге. Яна приехала посмотреть площадку, провести аудит и осталась, влюбившись в город и в подход Ильи.

— Он бесстрашный, открытый человек, — говорит Яна. — Мы решили, что хотели бы сделать что-то большое для людей, соединив наш опыт. Так родился проект «Немузей мусора». Авторитет Ильи в отрасли имел решающее значение — он сумел убедить переработчиков брать у нас сырье. Многие экоинициативы закрываются на этой стадии. У нас разделение обязанностей — за вторсырье отвечает Илья, за внутренние коммуникации, стратегию, развитие «Немузея» — я.

На экскурсиях в «Немузее» рассказывают и показывают, какие этапы переработки проходит вторсырье.

Начало работы в торговом центре и выселение

В Екатеринбурге в 2019 году не было даже дуального сбора отходов (система «Два бака» — в один складывается всё перерабатываемое, в другой — неперерабатываемое сырье). Были контейнерные площадки, но их не хватало, рынок переработки был теневым, отсутствовало сплоченное экосообщество. В такой неподготовленной среде Илье и Яне предстояло развивать собственный экопроект.

Первую площадку для проекта нашли в торговом центре «Успенский» в центре города. Арендовать ее удалось по очень низкой цене — сначала 5 000 рублей в месяц, потом 15 000 (около 10–15% реальной стоимости). Там организовали точку сбора вторсырья, начали проводить экскурсии и мастер-классы для детей и взрослых. Также на площадке появился магазин экопродукции и товаров в свою тару, стеллажи с книгами, которые со временем выросли в самый большой в городе буккроссинг, гидропонная установка со свежей зеленью в любое время года и экокласс с вермифермами.

— Мы изначально заходили на рынок не как социальный проект, а как бизнес, и сразу настроились на качественное обслуживание посетителей, — говорит Яна. — Мы хотели показать, что мусор — это красиво! Потому что у людей были неприятные ассоциации со сбором вторсырья — какие-то грязные мешки, кучи.

С первой большой проблемой основателям пришлось столкнуться, когда поток посетителей стал постоянным. Площадка располагалась на пятом этаже ТЦ, и люди с мешками мусора шли нескончаемым потоком по эскалаторам, поднимались на лифтах. Другие арендаторы знали, что люди несут вторсырье. Переехать на первый этаж «Немузею» не было возможности. На проект стали жаловаться владельцу торгового центра. Кроме того, посетители «Немузея» — осознанные потребители, они не создавали высокий спрос на товары торгового центра. Резко увеличившийся трафик посетителей не удавалось перевести в покупателей, что вызвало еще больше негатива.

В итоге ровно за четыре дня до полного локдауна в 2020 году проект выселили из торгового центра и команде спешно пришлось искать новое помещение. Площадку найти удалось — на этот раз с отдельным входом на цокольном этаже, чтобы никого не беспокоить.

Проект продолжал развиваться, основателям стали поступать предложения запуститься в других городах. Так, уже в 2021 году проект открыл филиалы в Москве, в 2022-м — в Челябинске.

— Мы — единственная в России компания, которая владеет собственной инфраструктурой. У нас есть свои центры, склады, у нас есть другие виды точек приема: например проект-хаб «Разделяй с Мегой», станции, которые мы создали в парках с совместно с «ЭкоТехнологиями» (национальный оператор в области рециклинга и решений по сортировке ТКО. — Прим. редакции). Мы проводим просветительскую работу в школах, работаем с государством, стараясь вносить наши программы и стратегии в их повестку. Мы стали неким единым окном: если где-то стихийная свалка или не вывозят мусор — все пишут нам, — рассказывает Яна.

В зону приема вторсырья «Немузея» ежемесячно поступает 110 тонн мусора.

Гибкость как принцип работы

Проект заметили и признали на многих уровнях. Например, он дважды становился победителем Уральского округа в конкурсе «Лучших социальных проектов». Однако до сих пор компания не может получить статус социального предпринимателя, потому что ее не могут причислить точно ни к одной категории. Сложно дать одно определение, что это: музейная площадка, оператор — сборщик вторсырья, образовательный проект, магазин? Так что ни одна мера поддержки от государства предпринимателей не коснулась.

Очень много сложностей, связанных с пробелами в законодательстве, а также с его постоянными изменениями. Законов, касающихся приема мусора для вторичной переработки от частных лиц, не существует — непонятно, кто за что и как должен платить, как заключать договоры, как проводить эквайринг, отчуждение сырья. «Немузей» также зависит от постоянно меняющегося законодательства об образовании, так как ведет просветительскую деятельность в школах. Основатели относятся ко всем проблемам как к важному жизненному опыту.

— Мы воспринимаем себя как стартап, который хорошо адаптируется к сложностям. У нас внутри нет какого-то смакования проблем, если что-то не получилось — идем дальше, — говорит Яна. — Это очень событийный проект, мы первопроходцы, нам не на кого ориентироваться. 50% наших инвестиций — это эксперименты. Берешь — делаешь, не работает — перестаешь.


Как вырос «Немузей» за 3 года

2019: 56 килограмм мусора в месяц

2022: 110 тонн мусора в месяц

2019: 2 сотрудника

2022: 47 сотрудников

2019: 1 площадка в одном городе

2022: 7 площадок в трех городах и 3 собственных склада


Структура проекта «Немузей мусора»

«Немузейные площадки» — экоцентры для новичков раздельного сбора. В них есть консультанты, которые проведут к нужному баку и расскажут о тонкостях сортировки. В «Немузеях» собирается около 120 фракций. Посещаемость за выходные — около 12 000 человек.

Станции. На станциях можно сдать шесть фракций — макулатуру, мягкий и твердый пластик, ПЭТ-бутылки, крышечки, алюминий. Здесь более простые правила сбора, нет сотрудников, человек сам сдает свое сырье. Станции обслуживают около 120 тысяч человек в месяц.

Хаб. Со станций сырье вывозится в хаб, где мусор проходит первичную обработку и откуда уезжает либо переработчику, либо на накопление на склад. Наличие собственной инфраструктуры позволяет снизить расходы на логистику, в том числе и для переработчиков. У них, как правило, есть свой транспорт, и они заинтересованы в том, чтобы вывозить напрямую большие объемы на завод без досортировки. «Немузей» минует компании-заготовители, сырье у него качественное и чистое, поэтому и стоит дороже.

«Немагазин». В нем представлено более 30 брендов российских экотоваров. Здесь продают многоразовые бахилы, средства гигиены, бытовую химию и т.п. Также здесь есть необычные товары из вторсырья, например ремни из велосипедных шин, сумки из баннеров, тарелки из бутылок, ручки, зажимы и воронки из тетрапаков.

«Небарахолка». Здесь можно оставить свою вещь, а другой человек может забрать ее за любую сумму. Сегодня «Небарахолка» приносит около 10% доходов проекта. Вещи находятся на «Небарахолке» определенный период, а потом отправляются дальше — в благотворительные фонды. «Немузей» работает с пятью НКО и отдает вещи детям, заключенным, бездомным, погорельцам, а также в питомники для животных.

На «Небарахолке» можно оставить свою вещь, а другой человек заберет ее за любую комфортную ему сумму.

О целях проекта и экофетишизме

Как считают основатели «Немузея», просто привлечь человека сдать вторсырье легко — это разовая акция. Но вот сделать так, чтобы это было регулярно и осознанно, сложнее. Команда не использует стандартные способы мотивации вроде призывов спасти планету и рассказов о ежиках, умерших из-за выброшенных батареек.

— Мы не тыкаем в человека пальцем, заставляя его чувствовать себя виноватым. Пытаемся уйти от этого экофетишизма. Самая главная наша мотивация — цифры: насколько больше стало отходов, например, во время пандемии. Благодаря сотрудничеству с МинЖКХ мы знаем, когда закончится место на полигоне в Екатеринбурге. Уже завтра мы не сможем предотвратить создание новых полигонов, как бы мы ни выходили на пикеты. Если мы не найдем место под новый полигон, город попросту погрязнет в мусоре. И мы транслируем это людям лучше, чем кто-либо другой, потому что нам никто не платит, у нас другой рейтинг доверия.

Новая реальность

До февраля 2022 года проект жил на 25% от сдачи сырья и на 75% — от совместных проектов с большими брендами (организация раздельного сбора мусора на мероприятиях, проведение корпоративного обучения), окупался и даже приносил доход. «Немузей» стал первым зеленым консалтинговым агентством со своими площадками. В марте многие бренды ушли с рынка, остались уже исполненные, но неоплаченные контракты.


«Немузей мусора»: цифры

120 млн рублей вложено в проект за три года

100% оборудования находится в лизинге

60 тысяч рублей — средняя зарплата сотрудников


Сейчас вторичное сырье приносит порядка 30%, образовательная часть — 15%, остальное — магазины. С февраля проект перестал окупаться, и команда активно работает над перестройкой бизнес-процессов.

— Мы сейчас в самой турбулентной зоне, потому что сильно меняется законодательство, мы зависим от финансового состояния людей, не можем гарантировать потоки сырья — ушла ИКЕА, а вместе с ней — большое количество «понятного» картона. Приходят другие заготовители, а переработчик не может их брать, потому что оборудование заточено под другое. Мы думали, что мы в пандемию пришли к стабильности. Сейчас мы ищем новую стабильность, готовим предложение для инвесторов. Когда нас выселили в пандемию, мне казалось, что у меня отняли жизнь и больше ничего не будет. Но если бы этого не случилось, мы бы остались в закрытом на локдаун ТЦ и просто погибли. Так что и нынешнюю ситуацию мы воспринимаем как точку роста.

Экспозиция Only you в «Немузее» символизирует «пластиковое будущее 2050», говорят создатели проекта.

Можно ли повторить опыт «Немузея»

«Немузей мусора», несмотря на все трудности, остается одним из самых успешных примеров социального бизнеса, связанного с переработкой отходов в России. Сложно однозначно сказать, возможно ли повторить этот опыт в других городах. У самих основателей проекта планов широкой экспансии пока нет.

— К нам часто обращаются с таким запросом, но наша задача сейчас — идти вглубь, уменьшить недоступность инфраструктуры в городах нашего присутствия. Мы поставили миссию до 2030 года вовлечь в работу наших точек до 25% населения городов. Сейчас вовлечено 1–2%, мы будем искать новые инструменты и механики, чтобы это сделать.

По словам создателей «Немузея», в малых городах нет переработчиков, так что логистика может «убить» подобный проект за месяц. Сами они запускаются на новом месте только в том случае, если к ним приходит надежный партнер, готовый перерабатывать вторсырье.

Играет роль и человеческий фактор, считают в «Немузее». Такие бизнесы очень зависят от основателей. Если руководить проектом будут два человека — эксперт, который занимается социальными проектами, и переработчик с реальным опытом, знающий сферу изнутри, тогда всё может получиться.

Подпишитесь на медиа «Рядом»