На каждого городского жителя должно приходиться 10 квадратных метров зеленых зон. В большинстве городов эти нормы соблюдаются, но качество и количество зелени не всегда удовлетворяют горожан. Например, по данным опроса, 55% москвичей хотели бы, чтобы на улицах ее было больше. Разобрались, каким должно быть продуманное озеленение городов, и собрали хорошие примеры из России.
Подпишитесь на Телеграм-канал «Рядом» — там еще больше интересного!
Почему зеленые зоны в российских городах не радуют
Неправильное кронирование. Коммунальные службы обязаны следить за деревьями в городе: спиливать больные, поврежденные или слишком большие ветви, которые могут, например, упасть при сильном ветре и повредить провода или автомобили.
Радикальный вид кронирования — топпинг, когда удаляется крона целиком. Рубить так деревья разрешено законодательно, только если цель такого мероприятия — омолодить дерево или куст. Но в реальности его используют практически повсеместно, даже тогда, когда можно было обойтись аккуратной обрезкой ветвей. Выглядит радикальное кронирование уродливо и задачи озеленения не решает.
«Если при работе с деревом используется топпинг, значит, что растение, интервал или его расположение по отношению к коммуникациям и дорогам выбраны неправильно, — считает сотрудник сектора дендрологии Ботанического сада биологического факультета МГУ имени Ломоносова Григорий Бойко. — При посадке нужно учитывать потенциальный размер растений, а не сажать их через каждые 2–3 метра. Все дело в квалификации наших озеленителей: она низкая».
Фото: Getty Images
Топпинг используют для омолаживания дерева, чтобы на месте спила выросли молодые побеги и создали новую крону. Но неправильная реализация часто губит деревья.
Фото: Getty Images
Побелка стволов. Садоводы белят плодовые деревья, чтобы таким образом защитить их от зимних ожогов. Яркий солнечный свет отражается от белого снега и вызывает обезвоживание тканей дерева, из-за чего оно может погибнуть. Окрашенные в белый цвет стволы отражают свет и позволяют избежать плохих последствий.
дендролог, кандидат сельскохозяйственных наук, судебный эксперт
Побелка стволов городских деревьев часто не имеет смысла, а в Москве действующим законодательством она запрещена, это касается парков, скверов, бульваров и улиц. Деревья белят по старинке, ссылаясь, на то, что «так всегда делали».
На практике эта мера требуется только молодым деревьям с тонкой темной корой, если они растут на открытом солнце. В этом случае побелка акриловой краской на водной основе может спасти кору от растрескивания на солнце в конце зимы — начале весны.
Вытоптанные газоны, или стихийные тропы, появляются потому, что обустроенные дорожки ведут не теми маршрутами, которыми реально пользуются люди, и не соединяют важные для пешеходов точки притяжения: остановки, магазины и дома.
При проектировании дорожек архитекторы не ставят удобство пешеходов на первое место, отдавая предпочтение красоте проекта, например симметрии, — из-за чего появляется эта проблема. В то время как необходимо учитывать реальные городские сценарии.
дендролог, кандидат сельскохозяйственных наук, судебный эксперт
Проблемы с озеленением в городе можно решить так:
- менять устаревшие нормативы, предписывающие в том числе «лечить» дупла смесью цемента с резиновой крошкой, песком, щебнем, битым кирпичом, применять бесполезный садовый вар и масляную краску для «заживления ран»;
- прививать людям культуру обращения с зелеными насаждениями. Черпать знания на тему озеленения и арбористики в проверенных источниках и учиться у профессионалов, которые опираются не только на свой, но и на передовой зарубежный опыт.
Фото: Слава Степанов
Проект парка «Краснодар» разрабатывали немецкие архитекторы из агентств Von Gerkan, Marg and Partners.
Фото: Слава Степанов
Сколько зелени должно быть в городе
Площадь озеленения на одного человека в больших городах — с населением от 100 тысяч человек — должна составлять 10 квадратных метров. Это как небольшая кухня в типичном панельном доме. Примерно такие же показатели установлены для малых и средних городов, а в сельских поселениях они больше — 12 «квадратов» на человека. Так, если в городе 300 тысяч жителей, в нем должно быть не менее 300 гектаров зеленых зон (сопоставимо с площадью 300 футбольных полей).
Площадь озеленения в жилом районе должна составлять четверть его общей площади. Это без учета зеленых участков при детских садах и школах. Дорога до ближайшего парка на общественном транспорте должна занимать не больше 20–30 минут, без учета ожидания его прибытия.
За озеленение и поддержание социальных зеленых зон в городе — парков, скверов, улиц, проспектов — отвечает местная администрация. Принимать участие в озеленении также могут физические лица и компании. Яркий пример того, как это может быть, — парк «Краснодар» в одноименном городе. Его на собственные деньги построил и поддерживает предприниматель Сергей Галицкий.
Примеры хорошей работы с зелеными зонами
Фото: Shutterstock
В зоопарке Калининграда создали собственную микроэкосистему. Например, там редко косят траву, чтобы сохранить в ней птиц и насекомых.
Фото: Shutterstock
Зоопарк в Калининграде. Один из трех старейших зоопарков в России, основанный в 1896 году при местном университете. В центре парка высадили дубовую аллею, на остальной территории — липы, дубы, каштаны — и разбили цветочные клумбы. Зону экспозиции животных расположили по периферии зоопарка. Домики зверей утопали в зелени, благодаря чему посетители чувствовали себя прежде всего в парке. После двух мировых войн зоопарк восстановили, сохранив изначальную концепцию.
Сегодня сотрудники воспринимают зоопарк не в качестве списка животных и растений, а как место их обитания. Здесь создали собственную микроэкосистему. Для этого, например, перестали косить траву слишком часто и увеличили высоту кошения — особенно под деревьями, что позволило поддержать биоразнообразие: сохранить в траве птиц и насекомых — в том числе хищных, которые охотятся на вредителей декоративных культур. Также прекратили сгребать опавшие листья, что улучшило состояние почвы.
Деревья в Калининградском зоопарке не кронируют, а аккуратно стригут, удаляя сухие и сломанные ветки. Сучки бережно спиливают — не только из-за эстетических соображений, но и потому, что в них может образовываться гниль, которая разрушает ствол. Прежде чем срубить дерево совсем, проводят целое исследование.
На крыше одного из зданий зоопарка растет седум, или очиток. Он появился сам, и его оставили, чтобы не образовывался так называемый тепловой остров. Дело в том, что искусственные поверхности в городах, например асфальт, бетон и рубероид, из-за воздействия солнца создают тепловой остров, таким образом нагревая атмосферу. Зеленая крыша — один из шагов к более экологичной парковой зоне.
Фото: Даниил Шведов / Дирекция парков и скверов Казани
Фитоочистные комплексы на озере Кабан выглядят действительно органично.
Фото: Даниил Шведов / Дирекция парков и скверов Казани
Озеро Кабан в Казани. Знаковая природная достопримечательность столицы Татарстана. Это система из трех водоемов — Нижнего, Среднего и Верхнего — в центре города.
Озеро изобиловало рыбой и сохраняло природную чистоту, пока рядом с ним не начали возводить городские постройки и промышленные предприятия. Стоки стали попадать в озеро, и вода превратилась в непригодную для питья. В 1970-х годах в нем вовсе пропала рыба и вымерли придонные беспозвоночные. В 1980-е годы озеро очистили, и в нем снова появились обитатели.
Сегодня здесь живут птицы (например, утки и чайки), в озере плавают ондатры, рыбы и другая мелкая водная живность. Чтобы благоустроить береговую линию, правительство Татарстана в 2015 году объявило конкурс на разработку концепции. Благодаря победителю — российско-китайскому архитектурному консорциуму Turenscape + MAП — набережная Нижнего Кабана преобразилась: на ней появился пешеходный променад, плавучая сцена, палуба, детская игровая площадка и много зелени.
Вдоль озера высадили 12,5 тысячи растений, кустарников и деревьев. В том числе плавучие, которые помогают очищать воду. С такими биофильтрами в озере на треть снизилось содержание нефтепродуктов, до половины — поверхностно-активных веществ и на четверть упала концентрация нитритов.
Фото: Shutterstock
«Стеклянная кора» в «Зарядье» укрывает зрителей от непогоды и сохраняет десятки видов растений.
Фото: Shutterstock
Парк «Зарядье» в Москве. Островок живой природы в мегаполисе. На 13 гектарах парка созданы четыре климатические зоны: степь, луга, леса и болота. Для каждой из них поддерживают соответствующий микроклимат.
Перед авторами проекта стояла задача создать разнообразный ландшафт, 70% которого занимала бы зелень. Так, в «Зарядье» появилось более 700 деревьев, кустарников и многолетних растений. Они растут вперемешку — как в дикой природе — на разном состоянии и без какой-либо цикличности.
Для создания ландшафта, максимально приближенного к природному, рельеф сделали разнообразным, с подъемами и спусками. Также скамейки и площадки для отдыха выполнили из природных материалов — дерева и камня.
В парке использовали необычное решение — светопрозрачную кровлю, которую назвали «Стеклянная кора». Она повторяет очертания ландшафта, не имеет внешних стен и не препятствует доступу свежего воздуха. При этом технологии искусственного микроклимата поддерживают комфортную для теплолюбивых растений температуру под «корой» во все времена года.