Разбирались, откуда берется грязь и слякоть в больших городах и как с ними бороться.
БОРДЮР: СПАСЕНИЕ ИЛИ ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ?
Во многих российских городах бордюр сильно возвышается над газоном: к примеру, по московским нормам он может иметь высоту до 15 сантиметров — это очень высоко. Из-за этого вода скапливается между асфальтом и ограждением и не попадает на поверхность почвы, где могла бы впитаться. В результате появляется слякоть и лужи, а месиво разносят автомобили и пешеходы.
Бордюр рекомендуется укладывать на одном уровне с дорогой, а газон опустить на несколько сантиметров. При таком проектировании дождевые потоки окажутся на газоне, а не на дороге. Эксперты, впрочем, отмечают, что даже правильные бордюры — не панацея, потому что сама проблема заключается в открытом грунте.
архитектор и основатель бюро «Уникум»
Первая причина слякоти — не бордюры сами по себе, а общий рельеф дорожного и тротуарного полотна, отсутствие или плохая эксплуатация ливневой канализации и недостаточное количество зеленых зон, поглощающих воду. Только комплексная проработка этих факторов дает положительный результат, что-то одно работает не вполне. Опыт других городов релевантен только в случае их идентичности, главное — размер и местоположение. Важно учитывать, что Москва — самый северный мегаполис на земле, так что опыт, например, Брюгге или Сан-Франциско нам не подойдет.
БОЛЬШЕ ЗЕЛЕНИ
Хороший способ борьбы со слякотью — засеивание газона. Растения формируют крепкую корневую систему, которая хорошо впитывает воду. При этом не стоит забывать о комплексном подходе к благоустройству. Вместе с оформлением газона нужно правильно спроектировать дорожки и учитывать поведенческие сценарии. Иначе даже в самом озелененном парке появятся протоптанные тропинки, образующие открытый грунт. Больше незасеянной почвы — больше слякоти даже после незначительных осадков.
урбанист, партнер бюро «Народный архитектор»
На мой взгляд, основная проблема сейчас кроется не в проектных решениях, а в качестве реализации по месту. К сожалению, проект и реализация далеко не всегда совпадают, превращаясь иногда в портрет Дориана Грея. Ключ к чистоте на улицах — это грамотное проектирование и выполнение вертикальной планировки, которая заключается в искусственном изменении рельефа с помощью среза или добавления грунта.
Ландшафтный архитектор Алена Панова видит решение в дождевых садах. «Очевидно, что вода стекает с гладких поверхностей: например, с плитки и асфальта (самые распространенные типы покрытий в городе) и собирается в местах понижения рельефа — на дорогах и переходах, поскольку вода просто не может уйти в землю, а ливневка ее принять», — пишет она в своем телеграм-канале «Новый русский китч».
По ее словам, проблему уже давно научились решать в других странах, а NACTO (Национальная ассоциация работников городского транспорта в США. — Прим. ред.) выпустили целый гайд, как правильно эти решения реализовать. «Кейсов удачных в России назвать пока не могу. По своему опыту могу сказать, что подобные решения часто сворачивают еще на этапе концепции, хотя дождевые сады мало чем отличаются по уходу от цветников», — отмечает Алена Панова.
Дождевой сад разбивается на месте слива воды с крыши или дорожек, обычно это низменность. Для таких клумб используется пористая почва, которая медленно впитывает осадки, и растения, хорошо переносящие влажность. Это астры, просо или лобелия. Правильно устроенный дождевой сад становится дополнительной «губкой», впитывающей влагу на участке. В итоге вода не застаивается, грязи — по минимуму.
ЧТО НЕ ТАК С ЛИВНЕВКАМИ
Система водоотведения в городах должна учитывать и рельеф, и даже вид почвы. При благоустройстве эксперты рекомендуют тщательно оценивать поверхность будущих дорожек и архитектуру пространства.
основатель «Архитектурной мастерской Кашириных»
Еще один источник грязи при благоустройстве — это решения, которые используются при водоотведении. Ставка на „разуклонку“ и естественное поглощение осадков почвой имеет массу недостатков. В итоге мы получаем потоки воды, льющиеся по тротуарам и дорогам, и своеобразные болотца в вышеупомянутых „газонах“, которые перетекают на твердые покрытия. Во избежание подобных явлений необходимо чаще ставить ливневые решетки, организовывать желоба для приема воды, чтобы не давать ей растекаться. Немаловажную роль играет и качество самого твердого покрытия, так как при деформации некачественного покрытия в ямах и на контруклонах образовываются лужи, а вместе с ними и грязь.
ГРЯЗНЫЕ КОЛЕСА И ПАРКОВКА НА ГАЗОНАХ
Иногда грязь появляется по более бытовым причинам. Например, водители долго не моют колеса автомобилей и разносят пыль по дороге или стихийно паркуются на газонах, перенося слякоть с травы на асфальт. Бороться с этим эксперты предлагают ограничивающими способами — установкой заборов и столбов или живыми изгородями.
Еще одна причина пыли и грязи — шипованная резина, пишет урбанист Илья Варламов в книге «100 советов мэру. Книга рецептов хорошего города». «Шипы стирают асфальт в пыль. Это самая неприятная грязь, которая состоит из смеси песка, щебня и битума. Асфальтовая пыль образует маслянистую пленку, которая сложно отмывается», — отмечает Варламов. По его мнению, зимой дороги лучше обрабатывать безвредными реагентами или гранитной крошкой, в крайнем случае — песком, но без примеси глины. Это поможет не усугублять и без того критическую ситуацию с асфальтом.
Город останется чистым, если правильно организовать систему дорожек, бордюров и ливневок, а также озеленить почву для задержания влаги. Горожане тоже могут внести свой вклад: чаще мыть свои автомобили и соблюдать правила парковки.