Треть городского населения планеты, по данным UNICEF, — это дети. Однако концепция Child Friendly-городов только набирает популярность у урбанистов. В России эту идею среди прочих развивает архитектурное бюро «Дружба», построившее несколько новаторских детских объектов. Бюро сформировало семь принципов, соблюдение которых позволит сделать города удобными для детей. Рассказывает партнер бюро Александра Черткова.
Подпишитесь на Телеграм-канал «Рядом» — там еще больше интересного!
Безопасность
Разумеется, это главный принцип. Он означает, что ребенок имеет возможность сам передвигаться по городу, ходить в школу, гулять с друзьями, при этом родители не будут за него волноваться. Безопасность достигается выраженностью границ между пешеходной зоной и трафиком, созданием замкнутых пешеходных маршрутов, введением скоростного режима, достаточным освещением на улицах.
Для этого у среды должны быть очень четкие и артикулированные границы, понятные ребенку, — где безопасно, а где надо быть внимательным. И маркером должен служить не забор вокруг детской площадки, а, например, бульвар, отделенный от проезжей части зеленым «буфером», или какая-то другая подсказка — скажем, необычная графика на асфальте.
Современные застройщики учитывают принципы безопасной и дружелюбной среды для детей при создании новых районов. Таким станет Игровой бульвар в жилом квартале Shagal, проекте редевелопмента южной части территории завода ЗИЛ. Он создаст дополнительное игровое и познавательное измерение, его пространство будет насыщено не очевидными «игрушками» (вроде горок-ракет), а нестандартными интерактивными зонами с отсылками к истории этой территории. Так появится возможность разных игровых сценариев и взаимодействий — для детей и для взрослых.
Игровой бульвар обеспечит безопасные и понятные варианты передвижения. Можно будет спокойно ехать на самокате или велосипеде по выделенным полосам, идти пешком по широким тротуарам, делать паузы в местах отдыха.
Ощущение безопасности также создает свет (он дает ребенку понять, где ему идти в темное время суток) и так называемые «глаза на улице». Это уютные общественные зоны на первых этажах, привлекающие внимание посетителей (кафе, коворкинги и т.п.), которые делают улицу обжитой, хорошо просматриваемой и поэтому более безопасной.
В Словении, например, существует сеть «точек безопасности» (так называемые Safe Point). Это общественные места (библиотеки, государственные учреждения, банки, страховые агентства, супермаркеты), где ребенок может рассчитывать на помощь. Карты этих точек распространяются в школах.
Контакт с природой
Фото: Даниил Шведов, предоставлено Дирекцией парков и скверов Казани.
Детская площадка «Грибы» по проекту бюро «Дружба».
Фото: Даниил Шведов, предоставлено Дирекцией парков и скверов Казани.
Если лежит куча песка и гальки, а рядом дворовая игровая площадка, то ребенок выберет первое и с удовольствием проведет там полтора часа. Природные материалы имеют намного больший игровой потенциал, чем искусственные объекты.
Принцип, конечно же, не означает, что надо везде насыпать песок и гальку. В масштабах города это может быть зеленый каркас, соединяющий точки притяжения микрорайона и позволяющий передвигаться между ними спокойно, безопасно, с паузами. Это такие озелененные «кулуары», включения природных элементов на маршруте — всё это можно трогать, нюхать, созерцать. В масштабах отдельно взятой игровой площадки контакт с природой может идти через использование природных материалов и форм.
Например, игровой плейхаб «Грибы» в Казани устроен прямо в лесу, на охраняемой природной территории. Ребенок погружается в жизнь леса и естественным образом открывает для себя законы природы.
И детям, и взрослым
Одна из глобальных задач городской среды состоит в том, чтобы объединить людей, побудить к общению. Такой подход позволяет уделить внимание каждому участнику жизни города и создать места встречи. Это значит, что одно и то же пространство должно быть интересно и удобно всем поколениям.
Например, в проекте парка в Янино в Ленинградской области есть точки сбора, в которых дети могут поиграть, а родители — тут же взять кофе и посидеть, отдохнуть, послушать музыку (рядом устроена сцена). Парк имеет 5–6 маршрутов для разных сценариев: погулять с ребенком, покататься на велосипеде, заняться скандинавской ходьбой или спортом, пройтись в одиночестве.
Одна из частей Игрового бульвара в квартале Shagal — комьюнити-плаза («плаза» с испанского — это открытое общественное пространство). Здесь есть качели для всех — и детей, и взрослых, мостик-галерея, мини-амфитеатр, деревянные игровые борты, зеленые зоны. Площадь спроектирована так, чтобы вовлекать в игру людей разных возрастов. Покрытие на ней представляет собой «ковер», насыщенный развлекательными и познавательными элементами.
Соучастие
Фото предоставлено бюро «Дружба».
Архитекторы вместе с детьми и взрослыми в Выксе создали сквер, который стал эпицентром жизни района. Центральный объект — «Кото-Русалка».
Фото предоставлено бюро «Дружба».
Дети должны иметь возможность влиять на среду, в которой живут, рассказывать, чего же они хотят. Хороший пример — детский сквер, созданный на месте парковки в Выксе (Нижегородская область). Он не просто соединил между собой музыкальную, спортивную и художественную школы, но и стал эпицентром жизни района. Образ этого пространства на протяжении двух лет создавали архитекторы бюро «Дружба» вместе с детьми.
Приятный «побочный эффект» соучастия — это практически полное отсутствие вандализма. Вложив свои силы в создание пространства, ребенок будет гордиться результатом и относиться к нему бережно.
Локальная идентичность
Когда ребенок живет в микрорайоне, где миллион одинаковых домов, ему трудно ориентироваться в пространстве. Но если у района есть свое лицо, то ребенок может точно сказать, например: «Я живу в доме с „Кото-Русалкой“».
Локальная идентичность создает живую среду. Особый образ микрорайона может воплощаться по-разному — с помощью муралов на стенах, скульптур или особого тематического озеленения.
На Игровом бульваре квартала Shagal идентичность места подчеркнута несколькими способами. Например, элементы благоустройства выполнят в небесно-голубом цвете — это оттенок легендарного грузовика ЗИЛ-103. На игровой площади перед будущей школой нанесут изображения исторических циферблатов (отсылка к соседнему заводу инженера Бари), надписи на которых будут проявляться только во время дождя. По всей территории бульвара спрячут небольшие скульптуры животных и птиц, которые обитали здесь до строительства завода ЗИЛ.
Возможности для осознанного риска
Когда мы спрашиваем взрослых, где они больше всего любили играть в детстве, никто не говорит: «детская площадка». Все называют гараж, стройку, дерево. Современный город — это место, где ребенок не получает свободы, а следовательно — возможности рисковать и исследовать. Пустыри, недострои и заброшки заменили благоустроенными парками и жилыми микрорайонами. И именно там мы должны позволить ребенку найти место для реализации своих потребностей в риске.
Психологи и специалисты по двигательной активности убеждены, что такой контролируемый риск необходим детям. Он учит действовать в нестандартной ситуации. При этом у ребенка должно быть время подумать, рассчитать силы и придумать стратегию. Естественно, долю риска можно закладывать только для детей в возрасте от трех лет.
Инклюзивность
Фото: Алексей Народицкий, предоставлено пресс-службой музея «Гараж».
Детская площадка «Салют» в Парке Горького в Москве. Пологий спуск позволяет въехать в воду на коляске.
Фото: Алексей Народицкий, предоставлено пресс-службой музея «Гараж».
Для детей с ограниченными возможностями здоровья ни в коем случае нельзя создавать отдельные пространства — наоборот, они должны играть вместе с другими детьми. Хороший пример — площадка «Салют» в Парке Горького, где деликатные решения (приподнятые песочницы, батуты для колясочников, специальные тоннели) дают возможность детям с инвалидностью не замечать разницы между собой и другими.